В середине XIX в. появляется знаменитый скрипач Никколо Паганини, который замечательно играл и на гитаре. Играя на этих двух инструментах, казалось бы, не имеющих ничего общего, он многие гитарные приемы перенес на скрипку, а скрипичные - на гитару. Гитарные приемы сказались, прежде всего, в технике пиццикато и двойных флажолетов, в связной игре аккордами, а также в характерной для Паганини перестройке нижней струны соль и повышения строя скрипки. Паганини написал более 140 пьес для гитары, 28 дуэтов для гитары и скрипки, 4 трио, 9 квартетов для смычковых инструментов с гитарой. Интересно отметить, что гитара в квартетах часто соревнуется со скрипкой, исполняя ту же роль, что и скрипка.
Многие западноевропейские композиторы XIX в. - Ф. Шуберт, К. Вебер, Р. Крейцер, А. Диабелли, Л. Шпор, И. Гуммель и другие - пишут произведения для гитары, соло, а также замечательные ансамбли с участием гитары. Берлиоз в своем знаменитом трактате по инструментовке посвятил гитаре целую главу.
Во второй половине XIX в. в истории гитары появилось новое яркое имя испанского композитора, солиста-виртуоза и педагога Франциско Тарреги. Он создает свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Франциско Тзррега родился 21 ноября 1852 г. в Испании, в городе Вильяреале провинции Валенсия. Любовь к гитаре у мальчика проявилась в раннем детстве, когда он слушал уличных музыкантов-гитаристов. Первым учителем Тарреги был гитарист и композитор Аркас, который привил ученику хороший вкус и любовь к гитаре. Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано, но продолжал совершенствоваться в игре на гитаре. Свой первый концерт Таррега дал в театре Альгамбры не на рояле, а на гитаре. Концерт прошел с огромным успехом. Дальнейшую свою жизнь Таррега посвятил гитаре. Далее